Обществознание 10 А 08.02.2022

 Обществознание 


08.02.2022 



Здравствуйте, ребята!

Тема урока 

Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

(записываем в тетради)

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла 

резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

 

Гносеология - теория познания. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века.

 

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе.

Интенция (лат. intentio «стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.

Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.

 

           Концепции информационного общества. Реальной основой социально-философских теорий постиндустриализма служит происшедшая в 1960-1970-е гг. в ряде развитых стран структурная перестройка хозяйственного механизма, выдвинувшая на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности и сопровождавшаяся бурным развитием “индустрии знаний”, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем, открывающих путь к децентрализации производства, его переориентации от погони за чисто количественным ростом в сторону улучшения “качества жизни”, существенного расширения сферы внеэкономических социальных программ.

Критерии информационного общества:

·                     технологический: ключевой фактор – информационная технология, которая широко применяется на производстве, в учреждениях, системе образования и в быту;

·                     социальный: информация выступает как важный стимулятор изменения качества жизни, формируется и утверждается “информационное сознание” при широком доступе к информации;

·                     экономический: информация является ключевым фактором экономики в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;

·                     политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который отличается растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения;

·                     культурный: признание культурной ценности информации, содействие утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

·                      

Основные черты, присущие как информационному обществу, так и обществу знаний:

·                     информация и знания – главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;

·                     глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий - основа новой экономики, экономики знаний;

·                     новизна, быстротечность, ускорение - наиболее характерные черты жизни;

·                     цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений;

·                     непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;

·                     судьба человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

информационное общество предполагает соответствующую культуру его членов.

 Информационная культура личности, - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и социальной деятельности, а также защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура личности – это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-компьютерных технологий.

 

Тем не менее, сегодня пока еще не ясно, будет ли информационное общество “более информированным”, чем индустриальное. Дело в том, что в результате научно-технической революции себестоимость производства и передачи единицы информации существенно сократилась, при этом способность производить информацию намного превысила человеческие способности по ее переработке. Как показал голландский исследователь Й. ван Квиленбург, производство и предложение информации ежегодно возрастает на 8-10%, тогда как ее потребление растет значительно медленнее, а наблюдаемый положительный эффект остается постоянным, хотя, его гораздо сложнее измерить. Существует ситуация “информационного перепроизводства”, нарушения баланса между “спросом” и “предложением”, существовавшая до возникновения электронного канала коммуникации. В этих условиях все большее внимание уделяется разработке и использованию консультирующих экспертных систем “искусственного интеллекта”, выступающих в роли “надежного советчика” человека при принятии решений в самых разных областях.

чувство недоумения и снижения самооценки, вызванного по крайней мере двумя

 

Социальные изменения в жизни людей. Однако кроме романтичных предсказаний гения компьютерной революции, многие исследователи стараются более рационально предсказать грядущие изменения. И, прежде всего, проблему “атомизации” общества, которая обсуждается сегодня учеными все шире.

Исследователи прогнозируют следующие изменения социальной структуры под влиянием информатизации:

·                     количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей;

·                     качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень образования, интеллекта и др.;

·                     возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом – интеллектуалов и их выделение в особую социальную группу;

·                     в противовес этому вводится понятие “когнитариат” как альтернатива понятию “пролетариат”;

·                     не желающие или не способные интеллектуально трудиться, смогут найти себе применение в сфере информационных услуг, которые в сумме с интеллектуальным сектором, как уже ранее отмечалось, в информационном обществе должны составлять более 50% в структуре занятости, или же труд в сфере материального производства;

·                     увеличится количество работоспособных людей;

·                     люди старшего возраста смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга);

·                     структура рабочей силы может существенно измениться из-за появления большого числа информационных работников с минимумом подготовки за счет сохранения в составе рабочей силы лиц пенсионного возраста и инвалидов;

·                     пирамидальная социально-экономическая структура постепенно будет трансформироваться в сетеобразную (мозаичной) конфигурацию. Так как структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

 Экономические трансформации. Предполагается, что перемены в трудовой деятельности проявятся прежде всего в следующем:

·                     физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня, по оценкам экспертов, около 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата. На рынке труда уже появилась совершенно новая категория рабочей силы - электронные иммигранты, чья трудовая деятельность полностью определяется наличием компьютеров с системой связи.

·                     из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.

·                     повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости;

·                     встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп. 

·                     возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого информационным трудом. Сегодня тотальная электронная слежка охватывает около 2/3 из более чем 40 млн. работающих у дисплеев и распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования работников вернуться к персонифицированному контролю, как “допускающему диалог”, протесты против вторжения в “приватную область” трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новым поколениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и социального прогресса современного производства.


 Домашнее задание: проработать информацию,  написать эссе:

"Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса - она лишена смысла" А. Маслоу (1908 - 1970) , американский психолог



Фото выполненного задания отправить на электронный адрес почты учителя            до 12 час. 00 мин.10.02.2022

 


Комментарии